16:28
XI Всероссийская выставка .Регионом представлен опыт работы по реабилитации детей в учреждениях социальной защиты в дистанционном режиме

 Второй день XI Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства» посвящен эффективным практикам социальной помощи детям и семьям с детьми, в том числе, в дистанционном формате.

Профессиональная площадка подготовлена и проведена Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.

Открыли профессиональную площадку заместитель руководителя

Департамента поддержки социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Казикаева Ольга Владиславовна и заместитель руководителя Департамента поддержки социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Круглова Светлана Вячеславовна, первый заместитель директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

«В работе площадки приняли участие представители органов исполнительной власти и организаций социальной сферы Югры, Костромской и Магаданской областей, Приморского края. Специалисты поделились опытом социальной поддержки детей и семей с детьми с использованием дистанционных технологий, социальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.Заместитель директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Елена Немчинова рассказала и  продвижении ценностей семьи и  ответственного родительства.

На профессиональной площадке вместе с представителями регионов в режиме онлайн работал Сергей Рыбальченко, председатель Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты Российской Федерации.

Югра представила деловую региональную программу на специально разработанной онлайн платформе виртуальной выставочной площадке www.вместеюгра.рф. Это более 30 эффективных социальных практик в сферах образования, социального обслуживания, физической культуры и спорта, в том числе пять практик, реализуемых учреждениями социального облуживания, которые по решению Фонда в 2020 году включены в Реестр лучших практик помощи детям и семьям с детьми, внедряемых итиражируемых Фондом.

Позже состоялся Открытый диалог «Ресурсы муниципалитетов для  решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Ключевыми партнерами мероприятия  выступили Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Казанский  (Приволжский)  Федеральный  Университет.

Участники Открытого диалога поделились наработками и  опытом  поддержи детей и подростков в ТЖС.

Во второй половине дня Мурманской областью был  представлен  опыт работы по реабилитации детей в учреждениях социальной защиты в дистанционном  режиме.

Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей презентовал проект «Преодоление жизненных ограничений детей-инвалидов посредством развития собственной активности и коммуникативных способностей).

Пандемия вирусной инфекции внесла существенные коррективы в организацию и проведение социальной работы, поставив задачу быстрой перестройки всего реабилитационного процесса. Традиционные методы контактных занятий стали недоступны в период изоляции детей.

 Длительная пауза в комплексной реабилитации  неизбежно приводит к распаду сформированных умений и навыков. В сложившейся ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить реабилитационные мероприятия  в том формате, который предлагает нам условие пандемии. Дистанционные формы  работы применяются специалистами  в формате  «специалист»- «семья, ребенок», с использованием социальных сетей и средств коммуникации.

Дистанционная работа развивается в различных формах

  • Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
  • Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы)
  • Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
  • Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития.

Подробно познакомиться  с программами и  материалами можно на официальном сайте виртуальной выставочной площадке Ханты-Мансийского автономного округа - Югры http://www.xn--80addha4b5afj5j.xn--p1ai/

В настоящее время   разрабатываются информационные  ресурсы, которые  будут размещены на сайтах каждого учреждения в открытом доступе   «Открытые электронные курсы «Школа реабилитации «Мы сможем».

В целях реализации реабилитационных мероприятий  в условиях   пандемии коронавируса,   специалистами Ковдорского комплексного центра социального обслуживания населения, для детей с ограниченными возможностями здоровья  была разработана онлайн -рубрика «Выходные с пользой»,   основными направлениями которой стали: «Правовой калейдоскоп», «В гостях у психолога», «Мастер-класс».    Это работа широко ведется в тандеме «специалист»- «семья, ребенок».

Надо признать, что такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в «дистанте»  у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и  навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).  В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» специалистов по реабилитации по  ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме  того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным  приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Онлайн консультирование родителей   - эффективная форма взаимодействия с семьей.

  Очевидно, что дистанционная работа  актуальна и вне карантина – это курсовая реабилитация, с прерываемой продолжительностью,  продолжительная болезнь ребенка,   значительная удаленность от   учреждения (особенно в сельской местности).

Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Важным в данном направлении работы является повышение уровня профессионализма и квалификации специалистов социальной защиты. В профессиональной среде получили высокую оценку такие направления в работе как

Получение онлайн консультации у других специалистов, в том числе, очень актуальнаясупервизия для молодых специалистов. Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, «Школа осознанного родительства» – лекции  экспертов по вопросам воспитания  детей с особенностями развития, привитие социально – бытовых навыков.

« Дистанционные занятия по реабилитации, имея несомненные плюсы, закрепляются в работе  учреждений социальной защиты. Очевидным является то, что это и эффективный способ работы с семьями в непрерывном   режиме курса реабилитации и закрепления полученных навыков в процессе реабилитации.

Министр труда и социального развития Мурманской области С.Б. Мякишев отметил, что применение технологий дистанционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии, позволяет  профессиональному сообществу специалистов социальной защиты  запустить процесс формирования нового, перспективного направления, услуги  сделать более доступными  для семей, в том числе из отдаленных населенных пунктов региона,  повысить компетенции родительского сообщества».

Просмотров: 438 | Добавил: gobuson